Новости правительства Москвы
06-10-2015
Бюджет на 2016 — 2018 годы гарантирует выполнение всех социальных обязательств перед москвичами
Бюджет на 2016 — 2018 годы гарантирует выполнение всех социальных обязательств перед москвичами
Проект Закона «О бюджете города Москвы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» одобрен на заседании столичного Правительства.
«Сегодня рассмотрим проект закона о бюджете на 2016 год. Бюджет на следующий год обещает быть чрезвычайно непростым. Дефицит предполагается в 48 миллиардов рублей. Сама цифра кажется не очень большой, но при этом нам необходимо будет погасить долги перед банками, накопленные до 2011 года, — 84 миллиарда рублей, в том числе валютный в 400 миллионов евро. Напомню, что за последние пять лет мы погасили долги на сумму 150 миллиардов рублей. Это, конечно, не улучшает структуру бюджета», — отметил Сергей Собянин.
Формирование проекта городского бюджета на очередной трёхлетний период проходит в сложных социально-экономических условиях, характеризующихся снижением цен и возросшим уровнем неопределённости на мировом рынке углеводородов; экономическими санкциями, введёнными против России, и ответными экономическими мерами нашей страны; возросшим уровнем инфляции и спадом деловой активности.
В этих условиях проект столичного бюджета был разработан исходя из консервативного подхода к формированию доходной и расходной частей.
Объём доходов на 2016 год запланирован с ростом на 2,2 процента в номинальном выражении к ожидаемым показателям исполнения доходной части бюджета в текущем году. На 2017 год — с ростом на три процента по отношению к 2016 году и на 2018 год — с ростом на 2,8 процента к 2017 году.
«Рост бюджета на следующий год будет минимальным. Мы планируем его в районе двух процентов номинальной стоимости. Тем не менее все приоритеты города сохраняются. Социальная защита, социальные обязательства перед москвичами будут выполнены в полном объёме с учётом дополнительных льгот, которые город установил по капительному ремонту и другим направлениям. Социальные направления будут профинансированы в полном объёме: образование, здравоохранение, культура, спорт и другие. Всего на социальную политику будет израсходовано 880 миллиардов рублей, а с учётом отчислений обязательного медицинского страхования сумма составит около триллиона», — подчеркнул Мэр Москвы.
Также столичные власти постараются обеспечить выполнение инвестиционной программы. Среди приоритетных направлений строительство метрополитена, дорог, развязок, а также социальных объектов: школ, поликлиник, больниц, детских садов.
«Дефицит, который образуется в городском бюджете, будет покрыт за счёт более эффективного расходования средств и конкурентного проведения торгов городского заказа», — добавил Сергей Собянин.
Как доложила Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Елена Зяббарова, в этом году федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов будут приняты на один год. Однако в Москве решено сохранить трёхлетний формат бюджета. Это должно способствовать стабильности развития социально-экономического комплекса города.
«Москва уже не первый год формирует бюджет при низких темпах роста доходов, что было в том числе обусловлено серьёзными изменениями федерального налогового законодательства. В этих условиях Правительство Москвы осуществляет последовательную работу по увеличению доходного потенциала бюджета и повышению эффективности расходов», — сообщила Елена Зяббарова.
По её словам, прогноз доходов бюджета составлен с умеренными темпами роста. Основная доля доходов, 90 процентов, приходится на налоговые поступления: «Темпы прироста налоговых поступлений к предшествующему году планируются в 2016 году — на уровне 4,1 процента и в последующие два года — по 3,4 процента. Прогнозные объёмы налоговых доходов таковы: 2016 год — один триллион 433 миллиарда рублей, 2017 год — один триллион 481 миллиард и 2018 год — один триллион 531 миллиард рублей».
Крупнейшим источником дохода в бюджет остаётся налог на доходы физических лиц. Его доля в объёме налоговых доходов увеличится с 50 процентов в текущем году до 53 процентов в 2018 году. Как отметила Министр, вторым по значимости доходным источником является налог на прибыль. Также будет увеличиваться доля региональных и местных налогов в общем объёме налоговых поступлений.
«Всего же по региональным и местным налогам будет получено дополнительно 15 миллиардов в 2016 году к ожидаемой оценке текущего года с увеличением на 11 процентов», — уточнила Елена Зяббарова. Порядка 10 процентов в проекте бюджета составляют неналоговые доходы.
Ключевым приоритетом бюджетной политики в области расходов является социальная сфера. «Ассигнования на социальную поддержку граждан, оказание социально значимых услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта составляют более половины, а точнее 53 процента расходов бюджета», — сообщила Министр.
По её словам, на выплату пособий и компенсаций в предстоящие три года будет направлено более 515 миллиардов рублей.
«Сюда же надо прибавить предоставление мер социальной поддержки в немонетизированной, то есть неденежной форме. Это льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, проезда на транспорте, это обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, техническими средствами реабилитации. В совокупности за три года это ещё более 420 миллиардов рублей», — добавила руководитель Департамента.
Адресная инвестиционная программа, направленная на развитие транспорта, строительство объектов социального назначения, жилья, объектов здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, спорта, будет профинансирована за три года на сумму один триллион 154 миллиарда рублей.
«В соответствии с принятой Адресной инвестиционной программой основную долю финансирования — 70 процентов, или более 800 миллиардов рублей — в предстоящие три года планируется направить на транспортную инфраструктуру, из которых 480 миллиардов — на строительство метро и более 300 миллиардов — на строительство дорожной сети», — отметила Елена Зяббарова.
В проекте бюджета предусмотрено значительное увеличение объёма стимулирования управ районов за обеспечение поступления в бюджет отдельных видов доходов.
«Я попрошу на площадке городской Думы активно включиться в обсуждение проектов, разъяснение тех направлений, которые там заложены, государственных программ. Прошу депутатов также активно участвовать в этой работе», — заявил Сергей Собянин.
Основные параметры проекта бюджета Москвы на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (миллиарды рублей)
Расходы на реализацию государственных программ города в 2016 году (миллиарды рублей)
*Внебюджетные источники включают: частые инвестиции, средства городских учреждений, естественных монополий, средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
В основу формирования бюджета Москвы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов положены следующие принципы:
1. Бюджет является программным. На реализацию городских программ, обеспечивающих сохранение и повышение качества жизни москвичей, предусмотрено более 90 процентов расходной части бюджета.
2. Сохраняются приоритеты и пропорции расходования бюджетных средств, сложившиеся в предыдущие годы.
3. Ключевым приоритетом бюджета является выполнение социальных обязательств перед москвичами.
В частности, на реализацию программ «Социальная поддержка», «Столичное здравоохранение», «Столичное образование», «Культура Москвы» и «Спорт Москвы» выделяется более половины расходов — 53,6 процента, или свыше 880 миллиардов рублей. С учётом оплаты медицинской помощи из фонда ОМС финансирование социальных расходов превысит один триллион рублей.
В связи с ростом цен предусмотрены средства для индексации расходов на питание в социальных учреждениях (детские сады, школы, больницы и дома престарелых) и приобретение лекарств.
4. Бюджет развития в 2016 году составляет 517,8 миллиарда рублей, или 31,4 процента расходной части бюджета. Он включает Адресную инвестиционную программу Москвы и мероприятия развития (капитальный ремонт, приобретение оборудования, благоустройство — всего 151,4 миллиарда рублей).
Объём Адресной инвестиционной программы в 2016 году составит 366,4 миллиарда рублей, в том числе 252,6 миллиарда рублей — на строительство метро и других дорожно-транспортных объектов, что позволит продолжить активно решать транспортные проблемы города. Программа также предусматривает необходимые ассигнования на строительство новых школ, детских садов, поликлиник, объектов культуры и спорта, включая реконструкцию стадиона «Лужники» и создание парка «Зарядье».
5. На реализацию программ «Жилище», «Развитие инженерно-коммунальной инфраструктуры» и «Развитие индустрии отдыха и туризма» в 2016 году будет направлено 202 миллиарда рублей. В них включаются средства для продолжения реализации программы «Моя улица», благоустройства и создания общественных пространств, а также расходы на модернизацию инженерной инфраструктуры и функционирование жилищно-коммунального хозяйства, в том числе средства для выплаты взносов на капитальный ремонт жилых домов за льготников или проживающих в квартирах по договорам социального найма.
6. На финансирование программы «Открытое Правительство» будет выделено 8,9 миллиарда рублей, что позволит обеспечить комфортные условия предоставления государственных услуг москвичам в сети центров «Мои документы».
7. Дефицит бюджета на 2016 год планируется в объеме 47,9 миллиарда рублей. Это безопасный уровень при любых, включая неблагоприятные, сценариях развития экономики. Основным способом балансировки бюджета будет экономия на размещении государственного заказа.
8. Правительство Москвы в полном объёме исполнит обязательства по погашению государственного долга, накопленного до 2011 года. На эти цели направится 84 миллиарда рублей. В том числе в 2016 году будет полностью погашен последний валютный заём в размере 407 миллионов евро, что позволит полностью исключить негативное влияние колебаний валютных курсов на платежи по государственному долгу столицы.
9. Помимо бюджетных расходов, реализация программ развития Москвы финансируется из внебюджетных источников (частные инвестиции, федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, средства естественных монополий, средства городских учреждений). На один рубль средств городского бюджета приходится более одного рубля расходов из внебюджетных источников финансирования.
(Источник)